Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. No 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный No 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. No 955, зарегистрировано в Минюсте России
6 февраля 2023 г., регистрационный No 72264) и федеральной адаптированной
образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. No 1022, зарегистрировано в Минюсте
России 27 января 2023 г., регистрационный No 72149) и определяет содержание и
планируемые результаты образования для детей с тяжелыми нарушениями речи .
Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями воспитанников дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья - с ТНР, индивидуальными особенностями их
развития и состояния здоровья.
Задачи Программы:
реализация содержания АОП ДО;
коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;
охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с
ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с
ТНР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации,
языка, социального статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим
и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ТНР;
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный
и организационный.
Целевой раздел включает пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы.
Содержательный раздел включает задачи и содержание образовательной
деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям; формы,
способы, методы реализации программы; особенности образовательной деятельности
разных видов и культурных практик; способы поддержки детской инициативы;
взаимодействие педагогического коллектива с семьями; коррекционно-развивающую
работу; рабочую программу воспитания.
Организационный раздел содержит психолого-педагогические условия
реализации Программы; особенности организации развивающей предметно-
пространственной среды; материально-техническое и кадровое обеспечение, режим
и распорядок дня, календарный план воспитательной работы.